ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

ТРИАТЛОН / ПЛАВАНИЕ / БЕГ / ВЕЛОСПОРТ

 

НАЧНИ СВОЙ ПУТЬ К ПОБЕДЕ!

#шпаргалкатриатлета от Евгения Никитина: велопосадка

В триатлоне не бывает неважных вещей. Все мелочи и нюансы в большей или меньшей степени влияют на ваши результаты.
 
Этой аксиомой я хочу открыть цикл своих заметок об ошибках, которые допускают спортсмены при подготовке к триатлону. В моей тренерской и спортивной практике я постоянно и повсеместно наблюдаю огромное множество ошибок и промахов — порой типичных, а порой не столь распространённых, но, тем не менее, играющих со спортсменами злую шутку и сильно отражающихся на итоговых результатах гонок. Иногда они сводят на нет весь труд и старания атлетов. От призового места вас могут отделять 10 минут, а могут 10 секунд. Вы удивитесь, узнав, каким образом можно скинуть и второй, и первый вариант. Некоторые же упущения и вовсе негативно отражаются на самочувствии и здоровье триатлетов,  нередко превращая такое замечательное спортивное увлечение, как триатлон, в причину серьёзных заболеваний и травм.
 
Ко мне пришла мысль создать рубрику #шпаргалкатриатлета, где я буду акцентировать внимание подписчиков на основных ошибках в триатлоне и способах их избежания и/или устранения, а также разоблачать мифы и опровергать недостоверную информацию, которой в наше время интернет буквально пестрит. В комментариях к статьям вы можете писать свои уточняющие вопросы, делиться своим опытом и предлагать интересующие вас темы для последующих постов.
 
Открою цикл своих шпаргалок одной из важнейших тем –
 
НАСТРОЙКА ВЕЛОПОСАДКИ, или BIKEFIT.
 
Я являюсь опытным экспертом в области велопосадки. Всё началось с того, что, будучи профессиональным триатлетом, я долгое время ощущал дискомфорт в седле. Посадка доставляла мне неудобства, отнимала моё внимание и энергию на гонках и тренировках. Я не раз прибегал к настройке велопосадки у мастеров различных известных брендов, где выставление проходило по всем законам маркетинга – с использованием дорогостоящего технического оборудования. Но ни одна из них не дала мне желаемого комфорта. Я чувствовал, что могу сесть правильнее и лучше. Тогда я по-настоящему заинтересовался и начал сам вникать в предмет. Изучив всевозможные существующие методики, вникнув во все нюансы настройки, проштудировав посадки всех профессионалов (и в триатлоне, и в велоспорте), испробовав на себе всё, что только возможно, и на основании множества экспериментов как собственных, так и с учениками, я выявил основные закономерности и создал свою эффективную и работающую технологию #ProBikePosition с собственным алгоритмом процедуры. По этой технологии я высаживаю себя, своих учеников и спортсменов, которые обращаются за этой услугой. За 4 года я высадил несколько сотен спортсменов на ТТ, шоссейниках и МТБ, в том числе нередко кардинально меняя посадки, настроенные у других «мастеров». Набор оборудования, который я применяю в своей практике, умещается в один чемодан (что делает услугу ProBike Position мобильной), и является необходимым и достаточным для точной и корректной настройки.
 
Положительные отзывы от спортсменов, которые почувствовали комфорт в седле после процедуры, служат самым ярким показателем качества и компетентности мастера-настройщика. Именно мастер, его понимание предмета и опыт определяют, насколько хорошо и целесообразно в вашей ситуации вы будете посажены. Как правило, все громоздкие и навороченные системы, которые применяются для выявления верных углов и длин, играют по большей части лишь вспомогательную, но важную с коммерческой точки зрения роль – создают эффект проведения высокотехнологичной процедуры и повышают её стоимость.
 
Итак, первый миф – посадка должна осуществляться на громоздком оборудовании по последнему слову техники. Это не так. Посадку должен осуществлять понимающий предмет специалист. Обращаясь за покупкой этой недешёвой процедуры, не стесняйтесь предварительно поинтересоваться об опыте мастера и изучите отзывы спортсменов, которых он настраивал.
 
 
 
 
 
Второй важный момент. Многие спортсмены задаются вопросом: зачем нужна велопосадка, если я не PRO и /или у меня итак дорогой и навороченный велосипед моего размера?
 
Правильная посадка нужна по большому счёту всем, кто планирует связать свою жизнь с триатлоном и велотренировками (как правило, это достаточно продолжительное время), поскольку она решает сразу несколько задач относительно здоровья, комфорта и ваших результатов, позволяя:
  • сесть комфортнее именно вам на вашем велосипеде, избежать «затеканий», защемлений и усталости в спине, плечах, шее, тазобедренной зоне, ногах
  • выровнять и оптимизировать работу опорно-двигательного аппарата, чтобы избежать травмирования коленей, которое является одной из самых распространенных проблем у любителей, сидящих неправильно
  • прикладывать усилия при педалировании под нужными углами для вырабатывания большей мощности при прежних усилиях — что позволяет существенно сократить время велоэтапа
  • не перегружать те группы мышц, которые максимально задействуются в беге
 
Как правило, как бы дорого ни стоил ваш велосипед, сам он не поедет. Тренировки тренировками, но правильная посадка играет свою немаловажную роль. Если 60-70% вашей силы уходят в никуда, если каждая секунда в седле доставляет вам сильный дискомфорт и страдания, то ни о каких скоростных рекордах и наслаждения от езды на велосипеде не может быть и речи.
Статистика говорит о том, что спортсмен на простом алюминиевом велосипеде, но с выставленной умелым мастером посадкой, проедет велоэтап (а после – и пробежит) гораздо быстрее, чем спортсмен примерно такого же уровня подготовки на Карболёте за несколько тысяч евро, которого высадили «на глаз» знакомые, которые что-то об этой процедуре читали или слышали.
 
Посадка, как и тренировочный процесс, – дело сугубо индивидуальное, и несмотря на стабильность алгоритма выставления, в конечном итоге в посадке каждого хорошо высаженного спортсмена всегда будут введены персональные особенности. Двух одинаковых людей не бывает. Длины и пропорции позвоночника, рук и ног, мышечная масса, гибкость, строение и уклоны костей, прочие антропометрические особенности каждого спортсмена определяют именно его оптимальную посадку на велосипеде.
 
 
Запомните несколько правил, которые помогут Вам преуспеть в велоподготовке и на гонке:
 
1. Выставляйте велопосадку как можно раньше, в начале сезона или своей подготовки к гонке. Любая коррекция посадки влияет на работу мышц, и чтобы привыкнуть к новому положению и другой работе, мышцам нужно достаточное время. В процессе подготовки также может потребоваться повторная коррекция, которая снова поменяет механику движения. Если же вы сидите неплохо (если выставляли посадку у специалиста) и не ощущаете явного дискомфорта, не выставляйте и не корректируйте себе велопосадку за 1-2 недели до соревнований. Это может отрицательно отразиться на работе мышц и негативно сказаться на вашем результате. 
 
2. После настройки велопосадки не меняйте самостоятельно на другие модели: седло, руль, подлокотники и прочие детали, влияющие на ваше положение. Работа мастера по настройке может свестись на нет. Если вас что-то беспокоит, обратитесь к специалисту – он вас выслушает, разберётся и в случае целесообразности исправит требуемый момент. Иногда непривычное, но правильное положение требует привыкания, которое происходит за несколько занятий.
 
3. Не меняйте положение седла, руля, и подсидельного штыря перед гонкой. Изменяя эти параметры, вы изменяете углы приложения усилий и изменяете рабочее положение мышц. (см. п.1) Перед гонкой у многих спортсменов возникает желание «что-то подправить, чтобы было идеально», возникают фантомные ощущения, что что-то недостаточно хорошо. Запомните: лучшее – враг хорошего. Перед гонкой лучше полностью отвлечься от экипировки (подготовив и проверив её заранее). Если беспокойные мысли о несовершенстве лезут в голову, лучше полностью отвлечься, заняться чтением художественной литературы, просмотром фильмов и т.п.
 
4. Если у вас два велосипеда — тренировочный и стартовый, то желательно настроить велопосадку на обоих. В противном случае вы рискуете тренировать одни мышцы, в то время как на старте будете задействовать совершенно другие. Это же касается и тренировок на Wattbike и любых подобных тренажеров. Велика и чрезвычайно распространена проблема аренды велосипедов на каждую тренировку. Такая мода появилась в последние пару лет. Если вы хотите хороший результат на гонке и избежать проблем с коленями, купите самый простой шоссейник, подходящий под ваши параметры, настройте правильную посадку и тренируйтесь на собранном полностью под вас велосипеде. С подбором и поиском оптимальных вариантов велосипеда я также помогаю спортсменам в рамках услуги ProBike Position (2 вариант услуги). Возможен вариант сборки велосипеда – покупка отдельно рамы, оборудования и других комплектующихс последующей сборкой и настройкой велотехником, а также финальной коррекцией посадки.
 
5. Не устанавливайте аэробар (лежак, насадку) самостоятельно на велосипед, на котором уже настроена велопосадка. Лежак должен выставляться мастером, знающим специфику аэродинамичной посадки. При установке аэробара на подогнанный под вас велосипед следует произвести повторную коррекцию велопосадки. 
 
6. Если вы готовитесь к триатлону (для коротких дистанций — желательно; обязательно — для Ironman и Ironman 70.3), настраивайте велопосадку у специалиста, разбирающегося в триатлоне и успешно практикующего высаживание именно триатлетов. ТТ-посадка велосипедиста во многом отличается от посадки триатлета. Как действующий спортсмен, высадивший множество триатлетов и велогонов, хорошо понимаю различия и жду вас на настройку.
 
Евгений Никитин – действующий триатлет и профессиональный тренер, многократный Ironman, глава и старший тренер JusTTri.
 
 
Подписаться на новости
Текст под формой подписи

Благодарим за обращение в клуб JusTTri!
Мы обработаем Вашу заявку и свяжемся с Вами.