Haute Route Dolomites – особенности трёхдневной велогонки
Рассказывает Варвара Зверькова:
«Houte Route — аналог Ironman в мире велогонок!»
В частности под влиянием этого утверждения и с большими ожиданиями мы с Евгением Никитиным решились на участие в 3-дневном Haute Route Dolomites 7-9 июня. Это престижная любительская велогонка в Доломитовых Альпах с двумя вариантами маршрутов. Каждый год трассы разные, в 2019м было так:
- Original – 210км с общим набором высоты 7700м, покорение 10 вершин
- Compact (урезанный маршрут) – 130км с набором 5360, 6 вершин
В обоих вариантах 1 и 2 день – мультипокорение горных вершин (градиенты разные, до 20%), 3 день – короткая разделка в гору 17км («халява» c набором 1000м, градиенты под 15%).
Старт всех трёх этапов в этом году – из достаточно популярного курорта Cortina d’Ampezzo, 1200м над уровнем моря. Самая высокая точка – Tre Cime di Lavaredo (порядка 2500м над морем). Это была финальная вершина 2 этапа (90-95км), жесточайший подъём: порядка 4-5км градиента 15-20% без выполаживания (и это после 90км тоже отнюдь не равнинки).
При регистрации на Haute Route необходимо выбрать тип участия в генеральной классификации – индивидуальный зачёт или дуэт (есть мужской, женский и микс). Дуэту ехать вместе не обязательно, позиция в классификации определяется по последнему участнику.
Стоимость стартового взноса на абсолютно любой вариант участия – 750 евро с человека.
Заявленный организаторами сервис за стоимость слота:
1. стартовый пакет: брендированная жилетка, небольшой рюкзачок, лампочка, солевые таблетки и «парагелей»
2. поддержка на гонке (тайминг, маршалы на мотоциклах, автомобили обеспечения безопасности, технички Mavic, медицинская помощь, пункты питания)
3. поддержка после каждого этапа (ежедневный брифинг + beer party, 15-минутный массаж после 1 и 2 этапов, паста-пати перед 1 этапом и горячее питание после каждого этапа (исключительно углеводы – вовсе не горячие, остывшие макароны и рис с овощами), награждение по итогам каждого этапа, охраняемая велопарковка и место для мытья велосипедов.
Дополнительный сервис – за доп.плату (мы не пользовались):
- на Экспо – велосервис и прокат велосипедов
- возможность записи на экстра-массаж 50мин
- при регистрации предлагалась организация проживания + трансфер
О ТОМ, КАК Ironman-ы ВПИСАЛИСЬ В ВЕЛОГОНКУ
Наша с Женей специализация в спорте – длинный триатлон. Где-то в районе прошлой осени-зимы в процессе активной регистрации на гонки сезона 2019 Женя сказал, что все те, кто хочет нормально проехать Challenge Roth (триатлон на классической железной дистанции 7.07.19), должны в июне поехать на горный сбор накатать вело и проехать Haute Route. У Жени идей относительно интересных и красивых стартов – на десятки лет вперёд, и каждый год мы что-нибудь эдакое предпринимаем – в прошлом году Enduroman A2A, в 2017 – Alpe d’Huez Triathlon. Как обычно, я улыбнулась, кивнула головой и забыла, полагая, что эта история либо не срастётся, либо коснётся других учеников Жени, но никак не меня (горы? на вело? я?).
Но в марте гениальный и щедрый Женя подарил мне неделю на сборах Cyprus Camp. Это такие правильные с моей точки зрения сборы, которые проводят увлечённые мастера своего дела, где можно не только научиться многому в кратчайшие сроки, но и в корне поменять отношение к велоспорту. Я вписалась в кемп посреди смены, и мне посчастливилось абсолютно безвозмездно получить очень значимую для меня персональную тренировку у талантливейшего из учителей – Юрия Ганусяка (основателя Cyprus Camp и тренера моего тренера 🙃). Технический минимум я закрепила в дружной компании под крыльями тренеров кемпа.
На смену неуверенности и страху в горах пришло знание, понимание и горячая любовь. Поэтому когда Женя сообщил, что зарегистрировал меня на оригинальный Высокий маршрут, моей звонкой радости не было предела. Нашу компанию в итоге никто из спортсменов клуба больше не поддержал, и мы решили максимально использовать эту возможность для себя.
Cyprus Camp. Март 2019
ПОДГОТОВКА
Горную гонку крайне не рекомендуется брать «с наскока», если ты проживаешь по большей части на уровне мирового океана, где царит высокое атмосферное давление и также высоко парциальное давление кислорода. Даже на такой низкой по альпинистским меркам высоте – 1500м – давление уже понижено более, чем на 100 мм рт.ст., в результате чего с дыханием в организм поступает меньшее количество кислорода (альвеорлярное парциальное давление (в лёгких) – 85 против привычных 100 мм рт.ст., насыщение гемоглобина кислородом в крови снижается со стандартных 96 до 93%). Это значит, что при серьёзной физ.активности может хорошо проявляться кислородная недостаточность, которая в худшем случае может привести к отказу внутренних органов и летальному исходу.
Чтобы аккуратно приучить организм к кислородному ограничению при интенсивном спорте, необходим грамотный подход, проверка крови и достаточно долгая предварительная акклиматизация. Для этой цели сразу же после сбора с учениками и половинки на Майорке мы с Женей отправились на 4-недельный тренировочный сбор в необычайно красивых Доломитах! Об этой неземной, величавой природе можно песни петь. Поселились мы в аутентичном арендованном домике на горе в городочке Аллеге (1200м над уровнем моря), заранее продумав схему тренировок для постепенного привыкания к высоте и обеспечив все необходимые условия. В начале мы спускались тренироваться на высоту 500м, где у нас был бассейн, стадион, беговые и веломаршруты с набором до 1000-1500м. Плавно подключили бег и вело на высоте 1000-2000м.
Тренировочный сбор в Доломитах
Alleghe. Поваленные сотни тысяч деревьев на склонах гор –
последствия ужасного урагана в Доломитах в ноябре 2018г
На первой же лёгкой пробежке на 1000м я ощутила всю «прелесть» высоты. Даже в незначительные подъёмы моя голова «плыла», пульс сильно взлетал и мышцы «обрубало». И вот таким образом меня хорошенько «прибивало» на высоте целых 2 недели. Во избежания недоразумений обращалась в клинику – кровь и ЭКГ были в полном порядке. Самым проблемным и долгим в плане привыкания к высоте видом для меня оказался бег. А самые неприятные ощущения были по началу на плавании: ты совершаешь вдох полной грудью, но не получаешь того притока сил, какого ожидаешь, и при попытке разогнаться возникают головокружение и сильные покалываения в конечностях. А вот велотренировки мне давались абсолютно беспроблемно на любой высоте. Спустя только дней 15 я почувствовала себя в абсолютно нормальном состоянии на любом темпе бега и плавания – и с нетерпением ждала гонки. Женя же в целом гораздо быстрее и легче адаптировался к тренировкам в горах.
Погода в Доломитах в этом мае выдалась на редкость унылой и «некатабельной»: на нашей высоте властвовали бескрайние тучи, холод, затяжные дожди. Грозы громыхали ночами прямо над крышей нашего домика так низко и громко, что я подскакивала с подушки. Замёрзнув до чёртиков на первом же выезде, мы основательно закупились тёплой велоэкипировкой и надевали на тренировку тёплые ветрозащитные куртки и велорейтузы, бахилы, бафы, шапки. Всё равно на спусках я тряслась от холода, все мышцы деревенели. Кисти рук спазмировались от постоянного напряжения – спуски шли на полной оттормозке. Женя очень кстати прикупил себе неопреновые перчатки. Аккуратно и хладнокровно мы осваивали и укрощали новую для нас стихию. Поняли с Женей, что нужно переходить на дисковые тормоза.
Colle Saint Lucia
Сбор прошёл успешно несмотря ни на что. За май мой накат вышел в районе 1500км, по большей части горный, много силовых отрезков и аэроба. Среди значимых тренировок – мы с Женей проехали все маршруты Компакта (ознакомились со знаменитым подъёмом Campolongo и самым жёстким на маршруте Original – Tre Cime di Lavaredo), а также совершили длительный 5-часовой выезд вокруг неописуемой красоты озера Lago di Garda и за пару часов до гонщиков прошли финальный подъём 19 этапа Giro d’Italia в San Martino di Castrozza. До кучи приняли участие в заплыве Xterra Swim 3 км в 14-градусной воде оз.Гарда, где Женя взял серебро.
Много репортажей из Доломитов, Гарды и с Giro – в моих сохранённых stories «Dolomites» в Инстаграм – подписывайтесь: www.instagram.com/varvara.zverkova/
вершины Campalongo и Giau
Lago di Garda
Giro d’Italia 2019 – финиш 19 этапа
Накануне Haute Route мы внимательно изучили Правила и Положения и огорчились, узнав, что:
- организаторы не перекрывают и не ограничивают дорожное движение,
- выезд на встречку запрещён на протяжении всей дистанции,
- участники гонки, хоть и имеют преимущество, но должны уважать других участников движения и соблюдать ПДД.
Учитывая то, что в первом этапе временная секция (отрезки трассы, время прохождения которых идёт во временной зачёт этапа) включает 3 спуска, это совершенно не обрадовало.
Совет: чтобы не разочароваться и не хвататься за голову, перед тем, как вписаться в гонку нового для вас формата, всегда внимательно изучите Правила и Положения до момента регистрации на гонку.
ГОНКА, ОРГАНИЗАЦИЯ. ДТП НА МАРШРУТЕ
Погода смиловалась и все дни гонки даровала «самое то»: утром 12-15, днём в районе 20 градусов, переменная облачность без дождя.
Первый день – единственный, когда во временную секцию этапа были включены спуски со второй, третьей и четвёртой вершины.
На вершинах после чип-систем, отсчитывающих конец временной секции, можно было остановиться, перевести дух, поесть, утеплиться ветровкой, перчатками, шапкой и бафом (в которых жарко идти в подъём даже прохладным утром).
Первый спуск не включался в зачёт времени – и я очень обрадовалась тому, как комфортно ехалось – нет машин, никто не мешает, все аккуратно друг за другом спускаются, никто не подрезает. Длинный перерыв (после спуска ещё километров 8 в слабый тягунок) давал возможность спокойной откатки.
В конце откатки – первый пункт питания. Вот тут меня ждал «культурный шок», т.к. это не аналог пункта питания в триатлоне, а настоящий пикник на обочине. Всего одна палатка с едой, облепленная гонщиками со всех сторон, ломится гелями, хамоном, сладостями, солями и водой; развесные штанги вокруг неё заполнены велосипедами, вешать уже некуда; отдыхающие маршалы загородили все проходы мотоциклами и своей массой; гонщики медленно едят, прогуливаются, беседуют и никуда не торопятся. Такой расслабон и полный ступор. Чтобы что-то сделать быстро – пройти к палатке, повесить или снять вел – приходилось буквально расталкивать и окрикивать неторопливых и неповоротливых людей. Я пополнила бачок изотоником, схватила твёрдых углеводов и направилась по указателю WC. Вот тут-то вскрылся главный сюрприз от рейс-директора. Не то, чтобы я настаиваю, но приветствую отдельные кабинки для девушек на стартах, но здесь, на одной из престижнейших серий велогонок, для 400 человек был организовал всего 1 единственный туалет. Не био, а вполне стандартная уборная, позаимствованная у рабочих в каком-то ангаре. Очередь из 10 мужчин сбила меня с толка – надеясь на их скорость, я 25 адовых минут потратила на топтание на месте, за что была позже отчитана тренером – тк кустов в округе невиданное количество. К слову, несмотря на обилие кустов и деревьев, нетерпеливые европейцы не брезгали метить стены домов на вершинах и пунктах питания.
Обалдев от увиденного, я поехала дальше во временную секцию, ещё совсем не подозревая, что ждёт меня дальше.
На спуске со второй вершины начался настоящий коллапс дорожного движения. Я недоумевала: на брифинге я интересовалась у бывалого на Высоком Маршруте Макса Лабы насчёт того, как же быть, если для гонщиков не перекрывается движение. Макс сказал, что в принципе проблем особо не возникает, если не выезжать на встречку. Движение транспортных средств на трассе должно регулироваться race officials – мотоциклами и автомобилями сопровождения со спец.символикой, которые грамотно развозили всех автомобилистов в первый подъём, когда участники ещё представляли из себя некоторый растянутый пелотон (до первого спуска). Здесь же, на спуске, в обе стороны (и сонаправленно гонщикам, и вверх по встречке) неслись сотни ТС: просто катающиеся велогоны (не участники HR), мотоциклы, автомобили, автобусы. Все друг друга хаотично и опасно обгоняли по встречке и подрезали. На закрытых поворотах приходилось максимально оттормаживаться, тк по твоей полосе в лоб тебе мог вылететь мотоциклист или авто. На 2 и 3 спусках я не видела ни одного маршала, который бы адекватно выполнял функцию регулировки движения. Какие-то волонтёры стояли в непонятных точках и зачем-то махали флажками, но для чего и зачем – ХЗ. Там дорога хорошо просматривалась, и это были далеко не самые опасные повороты. Что важно – никто не сопровождал на спусках участников, не притормаживал и не регулировал поток машин. Мотоциклов и автомобилей сопровождения на этих спусках не было вообще. Зато на вершинах на пунктах питания их были десятки – вместо того, чтобы разруливать транспортный коллапс, они попивали чай и мило беседовали друг с другом. Напряжение зашкаливало, гонка очень расстраивала.
На 64км этапа мне оставалось всего около километра до конца третьего спуска – потом маленький подъёмчик и вниз к финальному, самому желанному подъёму этапа – Valparola Pass. Я шла со спуска по чистому и относительно прямому участку, когда меня подрезала машина – автомобиль марки Mercedes Benz, находящийся в аренде у китайцев. Сначала он молниеносно обогнал меня по встречке, а затем резко остановился передо мной прямо посреди пустой дороги. Я отработала экстренное прерывистое торможение, но тормозного пути не хватало, чтобы остановиться на спуске также быстро, как это может сделать автомобиль. Уходить налево на встречку (где обрыв) и направо в гору было бы более опасным вариантом. Я работала тормозами до последнего в своей полосе, понимая, что не отторможусь, но надеялась, что авто всё же поедет – увы. Передний Zipp самортизировал в бампер, после чего я плавно вошла шлемом и зубами в заднее стекло. Спасибо Жене за шлем с визором – мой нос остался цел. Спасибо случаю, что авто было хэтчбэк, и я упала после удара позади авто, а не полетела вперёд с велосипедом через багажник и крышу. От финального приземления на бок на шоссере сломался петух.
Место ДТП – спуск с Sella в сторону Gardena
Мой главный просчёт: до этого момента я просто не могла даже предположить, что такая ситуация вообще может возникнуть на велогонке. На пустом, практически прямом спуске только что обогнавший тебя автомобиль может резко оттормозиться в ноль. Запросто может. Участие в гонке даёт иллюзорное ощущение того, что тебе помогают в обеспечении безопасности, что все вокруг предупреждены и знают о том, что идёт гонка, а на самом деле это не так. Как и на любой тренировке, нужно учитывать, что твоя безопасность только в твоих руках. Организаторы свои руки заранее умывают. А дураков на дороге ой как много – в России, Италии и любой другой стране. Авто в зоне визуальной или звуковой досягаемости – сигнал к торможению и перестраховке на 200%. В моей ситуации стоило раньше начать оттормаживаться – как только поняла, что меня обгоняют. Хотя это не панацея – и посадить на капот могут))
С китайцами, полицией, медиками и организаторами состоялась долгая, но безрезультатная для меня разборка на месте ДТП. Осложнялось всё тем, что мне срочно требовалась мед.помощь – нужно было срочно диагностировать последствия удара лицом, вправить вывихи зубов и зафиксировать их, и чем раньше это сделать, тем больше шансов на хороший исход (уже плавали – знаем). Медики ехали до меня минут 30, а приехав, сообщили, что не могут мне вколоть в десну обезболивающее, что у них в больнице нет зубного хирурга и что везти в больницу, где он есть, у них нет полномочий. То есть в принципе они ничем мне помочь не могли и даже не осмотрели меня на предмет переломов – уже спустя часы я обнаружила огромный синяк на ключице, который начал болеть. И финально – они отказались ждать меня, чтобы увезти на скорой в Кортину после того, как я дождусь полицию. Со мной остался только один медбрат на мотоцикле, который щедро отвалил мне порошок парацетамола «на случай, если боль не утихнет» и посоветовал попытаться стряхнуть со страховой прокатной компании оплату моих зубов (поскольку под вопросом зубная имплантация, а моя страховка это не покрывает). Полиция приехала спустя где-то час после ДТП, и говорили они исключительно по-итальянски. Очень смешная и абсурдная ситуация из 3-х языков, где никто никого особо не понимает. Китайцы, возможно, поменялись местами (будучи в шоке от столкновения, я не проследила, кто откуда выходил) – во всяком случае, после столкновения ко мне подбежала женщина со словами, что это не её вина, а полиции давал показания в качестве водителя уже мужчина. Все свидели падения, ехавшие позади меня, уехали доезжать этап.
Техничка Mavic, которая приехала на помощь примерно с полицией, сообщили: «Your race is over, miss». Очень вежливо и заболтиво откланялись: ни прикрутить петух, ни предоставить другой велосипед они не могли. Великодушно забрали вел и шлем на финиш. В какой-то момент подъехала race official – сказала мне дождаться метлу и ехать на финиш на метле. В итоге я замерзающая, голодная и совершенно обескураженная протусила на месте ДТП с карабинерами ещё в районе часа, и даже метла уже дожидалась на обочине, пока неторопливая итальянская полиция сообразит, что же вообще делать. Китайцы рассказывали сказки о том, что я якобы нарушала скоростной режим (я ехала 40 км/ч на спуске, где можно лететь все 70 😄😄), а о том, что здесь проводится велогонка, как выяснилось, они вообще знать не знали. Хотя по трассе кое-где стояли таблички и размахивающие флажками ребята (абсолютно бесполезные, как вы понимаете) и даже встречались периодически большие инфо-баннеры. Никакого совета от полиции по моей ситуации я так и не получила. Признаюсь, я была в полном отчаянии.
Если бы ни Женя, которому я позвонила аккурат когда он уже начал последний подъём Valparola, я бы, наверное, ничего не смогла сделать. Он развернулся, домчал до ближайшего волонтёра, чтобы тот позвал ко мне медиков, затем финишировал этап, спустился в Кортину (каждый день после финиша в горе участники сами возвращаются в Кортину >20км), сел в авто и полетел забирать меня из метлы, которая 3км/ч тащилась за последним участником на Вальпарола. В стартовом городке Женя поднял на уши рейс-директора и всю команду медиков и добился того, что для меня прямо в Кортину в сиесту (!) вызвонили частного дантиста-хирурга с рентгеном (в Доломитах не сезон, почти всё закрыто до конца июня, включая стоматологические кабинеты, а до ближайшего открытого – 3 часа пути на авто). За 100 евро мне оказали необходимую первую помощь с зубами, исключив самое страшное.
Согласовав по телефону с моим обалдевшим от новостей дантистом, что мне не нужно срочно прилетать в Питер, я решила, что неплохо бы спокойно проехать 2 и 3 этапы по самочувствию. Моё состояние к вечеру было вполне хорошим, но велосипед был неисправен. Мавик напрочь открестились от поддержки. В прокате ни у них, ни на ЭКСПО не оказалось рамы 50-54 размера, и только благодаря Жениной настойчивости рейс-директор уже после вечернего брифинга дал нам контакт местного веломастера, который поздним вечером нашёл в своих велокладовых похожий петух и «сколхозил» мне переключение, с которым нужно было быть очень аккуратной, особенно в горах)) Ещё 100 евро 🙂
Гонку я доехала. Первый день тоже бы доехала, если бы не эта ситуация с зубами и петухом. Во второй день на первой же горе поняла, что не проверила задний тормоз – механик его очень сильно затянул, а на колесе образовалась восьмёрочка, и я все 95км ехала на притирающей колодке. Сама трогать не решилась. Когда проезжала техников на мотоциклах, чтобы не останавливаться понапрасну, я кричала им заранее: «Can you help me with breaks?», но в лучшем случае не говорящие по-английски французы показывали мне направление движения. Я не хотела тратить время на сложную коммуникацию с языковым барьером и ехала со стопором до конца. А в конце второго этапа был тот самый подъём Тре Чиме пасс 4км со средним градиентом 17%!! Подбадриваемая отчётливым звуком притирающей колодки, я прокайфовала его весь – от первого до последнего метра, стоя, не переходя на зигзаги и даже обгоняя ребят. Для меня это были самые интересные и быстрые полчаса гонки. В третий день мы стартовали разделку с пандуса, хотя разгоняться с него было некуда – сразу же через 30 м поворот налево (где ты при том должен уступить дорогу автомобилям, которых даже в этой зоне не очень-то ограничивали). А временная секция начиналась уже через 500м. Разделку тоже прошла неплохо, на финише выжимала все свои возможные 200 Ватт.
ИТОГИ ГОНКИ
Поскольку я не смогла финишировать 1 этап, нас с Женей сняли с генеральной квалификации. Но на этапах мы продолжили соревноваться как микс-дуэт и были победителями 2-го и 3-го дня, но по иронии судьбы ежедневно награждались исключительно текущие лидеры-генеральщики. Победителей этапов на этой гонке не награждали вообще. Чтобы «добить» картину, стоит сказать, что по итогам гонки призами и подарками наградили только тех, кто занял 1, 2 и 3 место в абсолюте. 1,2 и 3 место в возрастных группах вызывали на сцену только для того, чтобы постоять и сфоткаться))) Ни памятного китайского кубка, ни статуэтки за «паруевро». Подчеркну, что это любительская гонка – где, как правило, участники не против побороться за как можно большее количество призовых комплектов.
Косяков в организации было много, на мой взгляд. Во второй день во временной секции у меня было ещё 2 аварийных ситуации: одна машина просто стартовала с обочины прямо передо мной на равнине, вторая-встречная неспешно обгоняла по моей полосе остановившуюся встречку и полностью заблокировала мне дорогу – пришлось остановиться и слезть с вела. Женя рассказывал, как перед ним во временной секции несколько километров плелась скорая, которая никуда не спешила, но и не давала себя обогнать. На финише 3-го дня многие проезжали мимо финишной арки, потому что это был поворот налево среди плотного трафика во все стороны, а ведущий-регулировщик был отвлечён от работы болтовнёй с приятелями-маршалами и делал селфи с уже состоявшимися финишёрами. После финиша общались с ещё одним гонщиком: у них с женой возникли проблемы с заселением, которое бронировали у организаторов – пришлось брать новый отель, и деньги им, конечно же, никто не вернул. Проблем и опасных моментов на дороге за эти 3 дня было столько, сколько не было вообще за все мои 5 лет тренировок, сборов и стартов. И самое поганое, организаторы только разводили руками и не хотели их решать. Стоит напомнить, что стартовый взнос гонки – 750 евро.
Главные критерии, по которым я оцениваю любительские гонки – это обеспечение безопасности, уровень технической организации и поддержки. Если Haute Route – крутая серия, то, видимо, нам не повезло выбрать старт, организованный не парящимися ни над чем и неспешными итальянцами. Если для велогонок это традиционная история, то мы – триатлеты – наисчастливейшие спортсмены-любители. После такого отпадного приключения я полюбила триатлон ещё больше. На Айронах, как правило, неперекрытые и неконтролируемые дороги – недопустимый момент, а медики и организаторы в случае ЧП работают как часы. К слову, недавний Challenge Roth поразил меня количеством медиков на трассе и их грамотной логистикой: на плавательном этапе они сопровождали пловцов пешком по всему берегу Канала, на беговом этапе – курсировали вдоль трассы по Каналу в моторных катерах. Разметка на вело очень чёткая, работа волонтёров практически безупречна.
Хочу пожелать всем спортсменам тотальной удачи на трассах и только благополучных тренировок и гонок. Не забывайте перестраховаться и оттормозиться лишний раз, помните о своей жизни и здоровье. На любой сбор и гонку не пожадничайте, купите страховку, всегда имейте на телефоне минимум 2-3 тысячи рублей и хорошую сумму местных наличных с собой. Путешествуйте на спортивные мероприятия желательно не в одиночку, а в компании надёжных людей, кто сможет помочь в трудной ситуации.
Доломиты – магнитическое, шикарное место для вдохновения, наслаждения и незабываемых тренировок (за исключением состояния асфальта – он изрядно подубитый, это надо знать и быть готовым). Вернусь туда с радостью по возможности, но не на итальянский Haute Route.
Тренировка в Valparola pass – последний подъём 1 этапа,
в который так и не заехала на гонке.